25-26 августа 2001 г. Велопоход Балабаново-Боровск-Обнинск-Малоярославец
Суббота, 25 августа. Началось всё, как обычно. Из дома выехали в 11:30, не спеша доехали до Лося, в 11:53 загрузились в электричку и доехали до Ярославского вокзала. Оттуда - мимо Ленинградского, под Каланчевский путепровод и выехали на проспект Академика Сахарова.
Пересекли Бульварное кольцо, по Боброву переулку до Сретенки, по Б. Кисельному, по Неглинке, Столешникову, мимо мэрии ( под кирпич 8-), выскочили на Арбатскую площадь. Тут Катя пошла разорять витрины с пирожными в кафе "Прага", а я стоял на улице с великами и смотрел на кришнаитов, которые
готовились к своему шествию по Арбату.Стоять пришлось довольно долго : видимо, пирожных было много и выбрать самое вкусное оказалось проблемой. Но все же Катя вернулась и мы рванули на Новый Арбат - там было поменьше народу. По Проточному спустились к Москве-реке и поехали по набережной, соревнуясь в скорости с неким катером. По Бородинскому мосту ехать очень неудобно - сейчас он полузакрыт на реконструкцию :
для движения оставлено лишь по одной полосе в каждую сторону. Но в час дня мы подьехали к Киевскому вокзалу. Как обычно, дурацкие турникеты, электричка, 2 часа пути. Балабаново - 90 км от Москвы. В Наро-Фоминске делают очень вкусное мороженое, в пластмассовом стаканчике, двухцветное и посыпанное орешками.
Да еще и ложечку пластмассовую выдают. Поэтому всю дорогу и в электричках, и в каждом городе мы покупали это мороженое. Кстати, разброс цен на него - от 6 р. до 11 р.
Подзаправившись, поехали по маршруту. От привокзальной площади в Балабаново дорога сразу идет по "бетонке", А-108. Ехать можно, но много машин, которые считают своим долгом издалека громко сигналить. На 5-м километре маршрута проехали село Ермолино. Раньше, десяток лет назад, справа от дороги там размещался аэродром сельхозавиации,
и проезжая по дороге, можно было очень близко увидеть самолеты типа "кукурузник". Сейчас же аэродрома там уже не оказалось - наверно, в окрестных районах опылять стало нечего.
На 7-м километре А-108 уходит вправо, к Минскому шоссе, а вместе с ней уходит и трафик. Мы же едем на Боровск. 9 км - левый поворот на Боровский Пафнутьев монастырь. Через километр подьезжаем к воротам. Монастырь очень старый, по некоторым данным, 14-15 века. Даже в советское время он оставался действующим. Здесь, у ворот, встречаем такую же, как мы, пару на байках.
Катя хочет зайти внутрь монастыря, я остаюсь снаружи караулить байки. Катин внешний вид - велошорты, футболка - помехой не стал : при входе всем женщинам совершенно бесплатно предлагаются напрокат косынки и юбки - кусок ткани, завязываемой на талии. Впрочем, смотрится вполне прилично.
Я же в это время сижу на травке и общаюсь с местными аборигенами, которые интересуются байками. Потом мы обьехали вокруг монастырской стены и с северной стороны обнаружили святой источник. На месте самого родника установлен крест, а чуть поодаль устроена купальня - закрытая избушка, куда пускают по очереди мужчин и женщин.
На выезде из этого села, именуемого Роща, на горке стоит очень красивая церковь. Ее потом было видно даже из Боровска, километров за 10. 15-й километр маршрута. Вьезжаем в Боровск.
С правой стороны - ворота автобазы. За воротами виднеется остов собора. Сторож автобазы разрешил нам заехать внутрь. Зрелище, конечно, печальное. Некогда красивый монастырь превращен в склад запчастей и драных покрышек....
От автобазы спускаемся к реке. Спуск достаточно крутой, но подьем за мостом еще круче. Приходится спешиваться. Поднимаемся, попадаем на центральную площадь Боровска. Слева - красивый действующий собор, по другую сторону площади - старая церковь, используемая в настоящее время, как керосиновая лавка. На самой площади в центре - старые торговые ряды - одно- и двухэтажные лавки, построенные в позапрошлом веке.
На 19-м километре выезжаем из Боровска. Теперь путь лежит в Обнинск. Едем по Старо-Калужской дороге. По преданию, именно по ней в свое время из Москвы отступал Наполеон со своими солдатами, когда русская армия не пустила его по Смоленской дороге.
21-й км. Сьезжаем на опушку леса и делаем маленький привал. Грибов в лесу полно - но сплошные сыроежки. Ничего более путного не попалось. Катя решает попробовать проехать на моем байке. Но, слезая с него, не успевает выстегнуться из педали, застревает в туклипсе и падает на колено. Лечим колено, едем дальше. 25-й км. Поворот налево в деревне Тимашево. У самого поворота стоит полуразрушенная кирпичная церковь, на крыше которой устроилась зеленая березовая рощица. Можно попытаться залезть на колокольню, но это опасно, так как кирпичные ступеньки полуразрушены, и кирпичное крошево осыпается под ногами.
За Тимашево идет головокружительный спуск к Протве, а за мостом опять крутой подьем на противоположный берег. Левый поворот у села Кривское - и прямая дорога до Обнинска. Пролетаем мимо Белкино, уже поздно, утром вернемся, посмотрим. Уже по темноте вьезжаем в Обнинск. GPS показывает пройденный путь за сегодня - 35 км 265 м. Всё. Ночлег.
Воскресенье, 26 августа. Выезжаем ровно в 9 утра. Возвращаемся в Белкино. Как оказалось, не зря, там есть, что посмотреть. В Белкино есть старая действующая церковь, а недалеко от нее - развалины бывшей усадьбы. От трехэтажного кирпичного дома остались только внешние стены - в войну прямо в дом попала авиабомба. К нему даже подходить опасно, о чем извещают большие плакаты на доме.
Но в оконные проемы удается разглядеть хоть потускневшую, но все еще заметную роспись по штукатурке на уцелевших стенах. Как нам сказали, имение это очень старое, будто бы Годунова - брата того самого известного Бориса Годунова. Перед домом идет каскад прудов, сейчас, впрочем, совершенно заросших камышом. А между прудами и домом - остатки некогда красивого парка. Еще угадывается центральная аллея, двумя террасами
спускающаяся к прудам. По бокам аллеи растут огромных размеров липы и дубы. Не знаю, сколько они вообще живут, но этим явно больше 300 лет.
Возвращаемся в Обнинск. Город молодой, построен в 1956 году рядом с первой в мире атомной электростанцией. Собственно, это и определило статус Обнинска, как наукограда. В городе то ли 13, то ли 16 НИИ, все они связаны либо с атомом, либо с метеорологией. По улице Аксенова подьезжаем к площади, на которой стоят два НИИ и метеорологическая ракета в виде памятника. За ракетой вдалеке видна метеовышка высотой 315 метров. Через каждые 25 метров высоты
на ней устроены площадки с приборами для измерения процессов, происходящих в нижнем слое атмосферы. Обнинск - очень зеленый город. Во дворах между домами растет самый настоящий лес. Можно даже сказать, что город построен в лесу. По улице Гурьянова выезжаем к Вечному Огню. От него идет красивый и тихий бульвар, засаженный стриженным кипарисовиком.
Доезжаем до городского парка культуры и отдыха. Жуткое зрелище. Все дорожки посыпаны битым стеклом, в зарослях бурьяна - остовы аттракционов, вместо детского кафе-мороженого - пивной бар... Одно порадовало - на краю парка - овраг, в котором местные байкеры накатали неплохую трассу для кросс-кантри. Я там вовсю оттянулся, пока Катя волновалась за меня наверху. Трасса очень компактная, но перепады хорошие. Склоны оврага длиной метров по 10, уклон около 60 градусов. С жуткой скоростью летишь вниз, и тут же влетаешь наверх на другую сторону оврага.
Выезжаем из Обнинска в сторону Малоярославца. От моста через Протву к Старо-Калужской дороге идет бетонка, которой нет на карте, основательно разбитая самосвалами, с редкими проплешинами асфальта. Километр сокращаем по лесной тропинке.
Выезжаем на Старо-Калужскую дорогу, спускаемся вниз к речке Городянке, проезжаем Городню, за деревней - опять крутой подъем. На горе стоит щит : "Природный заповедник "Бунина Гора". Дальше идет сплошной тягун километра на три. Зато потом - спускались к реке Луже с космической скоростью. У реки посидели, передохнули. Под мостом прямо посередине реки какой-то шутник воткнул в дно дорожный знак "Уступи дорогу". Видимо, для байдарочников. Кстати, говорят, что своим названием река Лужа обязана Наполеону.
Когда ему доложили, что войску придется форсировать реку, он посмотрел на нее и сказал : "Разве это река ? Это же лужа!".
Сразу за мостом начинается еще один длинный тягун на полтора километра. Собственно, это уже город Малоярославец. Поворачиваем направо на главную улицу, которая проходит через весь город и является не чем иным, как Варшавским шоссе А-101. Метров через 300 от поворота справа от дороги - Музей Отечественной Войны 1812 года. Заезжаем. В небольшом парке на горке памятник павшим : русский воин в форме тех лет кладет венок к кресту. По краям памятника - старинные пушки и горки ядер. Сам музей - маленький павильончик, в котором установлена диорама сражения
под Малоярославцем 24 октября 1812 года. У входа в музей лежат две медные пушки, на которых сохранились клейма : "Wien. 1794" и "Wien. 1806". От музея едем на главную площадь и мимо собора - вниз по маленьким улочкам к Никольскому Черноостровскому монастырю. Монастырь действующий, женский, однако можно входить кому угодно. Правда, все внутренние помещения были закрыты, но и то, что можно осмотреть снаружи, производит впечатление. Возле монастыря есть святой источник.
За монастырем идет спуск к Луже, и с холма очень хорошо видно поле, на котором было сражение. Перед полем - высокий холм. Говорят, что его насыпали русские солдаты за одну ночь, таская землю в касках.
Разворачиваемся, едем к вокзалу. На главной площади напротив собора есть неплохое кафе, кажется, единственное в городе. На вокзале полно цыганок и цыганят, первые наперебой предлагают погадать или просят "мелочишку", вторые крутятся вокруг и норовят что-нибудь стянуть. В Малоярославце удобно садиться на электричку в Москву потому, что это - конечная станция. Можно не спеша зайти с байками в вагон и занять хорошее место с тамбуром. Билеты мы не успели взять, и когда у самой Москвы заплатили штраф в 52 рубля, поняли, что удачно отделались : официальные билеты обошлись бы нам в 122 рубля. Кстати, как сказала контролер, велосипед в электричке оплачивается только в том случае, если он
провозится в транспортном ( собранном, готовом к движению ) положении. Если же байк провозится в нетранспортном положении ( снято колесо, например ), то можно его везти бесплатно.
Киевский вокзал, дурацкие турникеты, площадь, Бородинский мост, вверх на Смоленскую площадь... Здесь мы поняли, что оставшиеся 10 км для нас будут уже некоторым напрягом, поэтому лихо забросили оба байка в троллейбус "Б", на котором мы и доехали почти до Ярославского вокзала. Кстати, билетер в троллейбусе взяла с нас по три рубля за билеты, а велосипеды, сказала, в троллейбусах провозятся бесплатно.
Ярославский вокзал, электричка, платформа Лось, еще 2 километра - дом.
Всего за два дня пройдено от дома до дома 91 километр, сам маршрут от станции Балабаново до станции Малоярославец - 68 километров 708 метров.
|