20 марта. Железнодорожная ветка к Центральному аэродрому.
В начале ХХ века Москва переживает бурный рост промышленных предприятий. Начинается активное освоение тогдашних Московских окраин.
Для оперативного снабжения и вывоза продукции, а также подвоза рабочих возникла необходимость в дешевой и надежной транспортной системе.
Такой системой стала МОЖД - Московская Окружная железная дорога. Строительство ее началось в 1902 году, а в июле 1908 года она была полностью введена в эксплуатацию.
Дорога протяженностью 54 километра кольцом охватывала город, в четырех местах пересекая Москву-реку, и соединяла восемь вокзалов и все фабрично-заводские районы: Пресню, Марьину Рощу, Благушу, Лефортово, Дорогомилово и так далее.
По Окружной дороге перевозились не только грузы - из 14 станций 9 были пассажирскими. Уникальная по тем временам транспортная развязка не имела аналогов в практике дорожного строительства.
От основного кольца МОЖД стали активно строиться "усы" - боковые ветки, связывавшие крупные предприятия, склады, арсеналы с основным кольцом МОЖД. Об одной из таких веток - мой рассказ.
Богата история Ходынского поля -
Впервые Ходынка упоминается под названием в духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича, составленной в 1389 году: «А из Московских сел даю сыну своему, князю Юрью: село Михалевское, да Домантовское, да луг Ходынский». В 1461 г. внук Дмитрия Донского, великий князь Василий II Темный, завещал «мелницю Ходыньскую с лугом с Ходыньским» своей жене Марии Ярославне.
Ходынское поле (или Ходынский луг) получило свое название по протекавшей по нему речке Ходынке, левому притоку реки Москвы.
Долгое время местность эта не застраивалась. Даже во второй половине XVIII века тут были в основном пахотные поля ямщиков Тверской слободы — именно так данная территория обозначена на карте города 1763 года, известной как «План Москвы с лежащей ситуацией около оной на тридцать верст».
В начале XVII в. войска царя Василия Шуйского сражались здесь с отрядами «тушинского вора» Лжедмитрия II.
В 1775 г. Екатерина II пожелала отпраздновать в Москве окончание войны с Турцией и заключение весьма выгодного для России Кучук-Кайнарджийского мира. Для празднования было избрано «преобширное поле, Ходынкою называемое», где, по свидетельству самой императрицы, побывало 60 тысяч человек, которые «веселились, как только можно». И «несмотря на такое стечение, все обошлось
без малейшего приключения и при всеобщем веселии и наслаждении».
А в конце девятнадцатого столетия праздничному гулянью в честь коронации императора Николая II суждено было превратиться в ужасную катастрофу... Правда, само место трагедии находилось не там, где мы привыкли сегодня видеть Ходынское поле, а в районе современного 1-го Боткинского проезда, недалеко от станции метро «Динамо».
В конце XIX – начале XX вв. Ходынское поле использовалось для организации крупных выставок. Самой известной была Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 г., послужившая «выражением громадного прогресса во всех отраслях человеческого знания».
А после октябрьской революции поле было переименовано в Октябрьское - в честь революционных событий, активное участие в которых приняли солдаты из Ходынских казарм. В честь этого даже была названа станция метро "Октябрьское поле", находящаяся недалеко от Ходынки. И наконец, в наше время название этой местности стало более привычно как Центральный аэродром им. Фрунзе, рядом с которым расположен городской аэровокзал.
В XIX в. на Ходынском поле располагались военные лагеря, в конце столетия – Николаевские казармы , а в начале XX в. были построены аэродром и авиапарк. К этому времени относится и строительство железнодорожной ветки от МОЖД к Ходынскому полю. Известно, что в числе прочих подразделений на поле размещались
1-й Донской им. генералиссимуса А.В.Суворова Казачий полк и 1-я Гренадерская артиллерийская графа Брюса бригада. Надо было доставлять пушки, провиант, фураж, лошадей - конкурентов железной дороге в этом деле не было и нет. Затем при появлении аэродрома железная дорога также не простаивала. И наконец, после размещения здесь Московского механического завода "Знамя труда",
выпускавшего военные самолеты, КБ Сухого и структурных подразделений Министерства обороны дорога стала просто незаменима для подвоза/вывоза продукции и прочих материалов.
Обратимся к карте Москвы издания 1929 года. На ней уже хорошо видна ветка, практически сформировавшаяся к тому времени. Начинаясь от станции МОЖД "Пресня", она тем не менее в те годы еще соединялась с дорогой Белорусского направления. На карте хорошо видно это соединение, отходившее от Белорусской дороги в районе перекрестка нынешних ул. Розанова и
3-го Хорошевского проезда, и подходившее к ветке в районе нынешнего дома № 36 по Хорошевскому шоссе.
Впоследствии при застройке Хорошевского шоссе и прилегающей местности это соединение было ликвидировано, и после строительства промзоны на Магистральных проездах и застройки Министерством обороны части поля ходынская ветка окончательно сформировалась.
Ходынская ветка - настоящая труженица. Помимо обслуживания мощного авиастроительного комплекса (ММЗ "Знамя труда", КБ и прочие), ей приходилось обслуживать Цетральную автобазу МО, типографию газеты "Красная звезда", огромный складской терминал на Магистральной улице, московский хладокомбинат №7, грузовой автокомбинат и еще целую сеть более мелких складов и предприятий.
А в советские времена перед традиционными парадами на Красной площади 1 мая и 7 ноября, которые заранее репетировались на Ходынском поле, сюда на платформах доставляли тяжелую технику, которая потом гордо дефилировала по Красной площади.
Пройдемся же по старой московской железной дороге хмурым мартовским днем 2004 года и посмотрим, как она встречает свое столетие.
|