INST.RU/CTOR

 Главная
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ :
 Каталог ресурсов
 Бардафиша
 Аудиоархив, .mp3
 Видеоархив
 Бард-Паутина
 Советы архивистам
ЮМОР :
 Неокончизмы
 Проколы
МОЯ ЖИЗНЬ :
 Фотоархив
 Дороги
 Моя прекрасная дача
 Радиолюбительство
Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога

Бескудниково
Лосиноостровская
железная дорога


9 декабря 2001 г. Пешеходная экспедиция по трассе бывшей Бескудниковской ж/д.

Воскресенье, 9 декабря. Легкий морозец, ясное небо, зимнее солнце - наилучшая погода для любых путешествий. А сегодня путь наш лежит по местам, где еще совсем недавно пыхтели паровозики, потом свистели электрички и два отполированных до блеска железнодорожных рельса уходили вдаль. Железнодорожная ветка между станциями Бескудниково Савеловского направления и Лосиноостровская Ярославского направления была построена еще в начале ХХ века. Сначала она использовалась, как основная ветка Савеловского направления. Когда еще не был построен Савеловский вокзал, поезда по этому направлению ходили с Ярославского. Потом, когда еще не было построено ни метро "Свиблово", ни "Отрадное", электрички перевозили жителей этих тогда еще окраинных районов Москвы. И вот в 1987 году было принято решение ветку уничтожить, и понастроить там домов. Пройдем по этим местам зимой 2001 года и посмотрим, что же осталось от старой железной дороги...

    Наш путь начинается у метро "Свиблово". Сегодня пойдем отсюда в сторону Бескудниково. Десять метров от выхода из метро и - первая находка ! Прямо посреди тротуара лежит полутораметровый отрезок главного пути - два рельса, которые забетонированы в тротуар так, что их уже не извлечь. Вот он, памятник ушедшей дороге... Если от этих рельс проложить воображаемую линию пути, то дальше увидим подьезды нового длинного 16-этажного дома. За ним - начинаются гаражи. Ветка шла параллельно Игарскому проезду до станции "Институт Пути". Проходим дом, выходим к гаражам - и вторая находка ! Опора контактной электросети с прекрасно сохранившейся системой подвески проводов. У железнодорожников она называется консолью. Стоит себе столб-пенсионер между гаражами, со всех сторон заросший молодыми деревцами, и вспоминает лучшие дни... Дальше по линии ветки почти на полкилометра тянутся ряды гаражей. Но вот они кончаются, и мы выходим к зданию милиции, построенному прямо посередине бывших путей. У ограды из земли торчит старый ржавый рельс. За зданием идет пустырь, по бокам которого двумя ровными рядами растут высокие старые деревья - следы бышей обочины. Среди них вертикально торчит одинокая старая шпала. За пустырем стоят друг за другом два новых высоких дома, тоже построенных прямо посреди нашей дороги. В этом месте была станция "Институт Пути", от которой не осталось вообще ничего. А вокруг расположен целый городок из зданий двух институтов ж/д транспорта. Дальше по дороге уже вырыт котлован для третьего высотного дома, а за котлованом осталось метров 150 старой насыпи. Сейчас она совсем заросла деревьями и похожа на обычную аллею. Говорят, летом здесь еще можно увитеть вкопанные шпалы. Летом мы сюда обязательно еще вернемся. Аллея выводит нас к старому железнодорожному мосту через реку Яузу. Мост сейчас пешеходный, недавно он был перестроен. Сняты старые деревянные балки, наварено новое ограждение и на полу уложены железные листы. Теперь мост стал гораздо уже, его ширина - не более полутора метров. На насыпи перед мостом лежит куча старых шпал и балок, снятых с моста во время ремонта. Переходим по мосту - и мы уже в московском районе Отрадное. Снова по бокам ряды деревьев, на месте ветки гаражи и мы выходим к месту, где располагался железнодорожный переезд через улицу Сельскохозяйственная. Теперь о нем напоминает лишь голая бетонная опора контактной сети, с которой сняли консоль и превратили в осветительный столб. Переходим Сельскохозяйственную улицу и через 100 метров заходим на территорию гаражного кооператива, внутри которого спряталась единственная на этой ветке оставшаяся "в живых" станция Отрадное. Низкий одноэтажный павильончик желтого цвета со всех сторон окружен машинами. Прекрасно сохранились полукруглые окна, по три на каждую сторону, и судя по всему, сносить его не собираются - он никому не мешает. Уходим со "станции Отрадное" в сторону бывшей платформы "Слободка". Через 200 метров находим еще один столб, тоже без консоли. На него повесили прожектор для освещения гаражей. Дальше на месте дороги по всей улице Декабристов построены длинные 16-этажные дома. На перекрестке ул. Декабристов и пр. Якушкина стоит еще один сохранившийся столб с консолью, которая почему-то развернута на 90 градусов. От этого места до самого Алтуфьевского путепровода никаких следов дороги не сохранилось. У путепровода была платформа "Слободка". Говорят, еще совсем недавно станционное здание еще было цело. Однако мы обошли все гаражи... И увы. Между двумя рядами гаражей растет ровная линия деревьев, которые когда-то прикрывали платформу, а вокруг - гаражи, гаражи, гаражи. У самого путепровода стоят две опоры. На одной из них даже сохранилась железная накладка, на которой выбит порядковый номер опоры "17". А вот проем под путепроводом, предназначенный для проезда поездов, сейчас полностью застроен зданием автосервиса. За путепроводом линия дороги опять уходит под гаражи. Изрядный кусок дороги сохранился благодаря тому, что какой-то заводик успел обнести путь забором, сделав из этого отрезка ветки себе подьездные пути. Правда, они так заросли кустарником, что ясно - по ним уже года три никто не ездил. Справа появляются накатанные рельсы, ведущие от ст. Бескудниково к Медведковской промзоне. По ним трудяга-тепловозик ЧМЭЗ тащит четыре грузовых вагона в сторону Медведково. Мы помахали ему , на что он бодренько свистнул и запыхтел дальше. А мы уже подходим к главным путям Савеловского направления. Над нашей веткой появляется контактная сеть. Правда, тянется она всего около сотни метров. Пророческая табличка "Конец контактной сети звучит реквиемом всей бывшей ветке... И вот мы выходим из кустов, между которыми еле видны два рельса, на станцию Бескудниково. Подходим к платформе, на одной стороне которой останавливаются поезда, следующие из Москвы к Савелово, а с другой стороны платформы когда-то отправлялись небольшие четырехвагонные электрички до станции Лосиноостровская с остановками Бескудниково - Слободка - Отрадное - Институт Пути - Дзержинская - Лосиноостровская. На сегодня - всё. 12 декабря мы пойдем от Свиблово в другую сторону - к Лосиноостровской...

 

 

 


Cреда, 12 декабря. Ясный солнечный день. Утро. Мы выходим из метро "Свиблово" и идем в сторону станции Лосиноостровская. Между Беринговым и Ново-Беринговым пролива... То-есть, проездами когда-то стояла платформа Дзержинская. Сейчас на ее месте - длинный панельный дом под номером 3. И вот тут - найдена наша первая необьяснимая пока загадка : по всем картам железная дорога идет от Свиблово через Енисейскую улицу прямо. Путевые точки, которые я занес для контроля в свой GPS, тоже показывают прямо, а в сквере, что перед домом №3, подряд стоят три столба, расположенные по прямой, уходящей от основной дороги под углом около 30° !?! Делаем небольшой крюк и на другой стороне Берингова проезда находим еще один столб ! Неужели дорога здесь так искривлялась ? Или это остатки какого-то дополнительного электрифицированного пути ?

NB! Уже после написания этого отчета я получил письмо от А. Елагина, в котором Александр раскрывает секрет этих четырех опор : "Небольшой исторический экскурс по поводу одиноких, выбивающихся из общего ряда опор у Нов. Берингова проезда. Когда на месте Дзержинской и яблоневого сада началось строительство домов #1-3-5 по ещё не существовавшему Н.Берингову проезду (кстати, в результате старый Берингов проезд превратился в тупик, ибо дом 1 его перегородил), контактную сеть, ещё висевшую вдоль путей, разумеется, сняли. Но взамен была построена временная ЛЭП, обходившая стройку. На типовых железнодорожных опорах были подвешены обычные кабели, соединявшиеся с существовавшими участками контактной сети - со стороны Лосинки и Института Пути. Почему это было сделано, понять сложно; у меня смутное предположение, что вся линия до Бескудникова запитывалась от подстанции, расположенной у пересечения ж-д путей с ул. Лётчика Бабушкина. Эта ЛЭП просуществовала примерно до середины 90-х годов, затем кабель сняли, а опоры местами остались. "

Возвращаемся на линию дороги. Конечно же, от переезда на Енисейской улице ничего не осталось. Но за ним, метрах в 50 от дороги стоят подряд два прекрасно сохранившихся столба с консолями. Решаем сделать небольшой крюк в сторону до разворотного трамвайного кольца у Уржумской улицы. Когда-то трамвайная линия в Медведково кончалась здесь. С тех пор осталось кольцо. На нем два пути для отстоя трамваев, и что меня удивило - кольцо тщательно очищено от снега. Значит, поддерживается в рабочем состоянии. Решил сфотографировать несколько трамваев 5 и 17 маршрута, идущих мимо кольца, для сайта Александра Елагина "Путеводитель по трамвайной Москве". Кстати, именно статья о Бескудниковской ветке, найденная мной на этом сайте, и подвигла нас на нашу экспедицию. Фотографирую трамваи. Одна вагоновожатая даже мигнула фарами и позвенела в звоночек. Не знаю, ругалась ли она на нас или поприветствовала ? Идем дальше по нашей железной дороге. С левой стороны линии - гаражи, с правой - забор электромеханического завода. А прямо по линии сделан пешеходный проход. Впрочем, действует он только в рабочие дни - в выходные охрана завода его закрывает на замок. И вот мы уже выходим к переезду на улице Летчика Бабушкина. Немного не доходя до улицы понимаем, что идем по насыпи. И на насыпи лежат рельсы ! Правда, деревья растут уже и между рельсами, и даже на них самих. Несколько деревьев подряд прямщ навалились стволами на рельсы, и кора как бы наплыла на железо... Вот и переезд. По асфальту от бордюра до бордюра идет ровная широкая трещина. Сколько ни асфальтируй, а рельс внизу все равно дает о себе знать. Сразу за переездом обнаруживаем, что от него до Лосинки железнодорожная ветка действует ! У переезда сооружена эстакада, к которой торцом подходяи платформы и что-то выгружают. Во всяком случае, в нашем случае как раз у эстакады стояли три платформы. Здесь дорога не электрифицирована, но столбы оставлены. Вот мы и подходим к главным путям Ярославского направления. Но наша ветка идет особой, своей дорогой. С самого краешку лежат два рельса, изрядно засыпанные снегом и перевитые пожухлой травой. Но вот и они кончаются - впереди длинный ряд вездесущих гаражей. А над ними печально стоят одинокие голые столбы. Пятачок у пешеходного моста над станцией Лосиноостровская - здесь некогда стояла отдельная платформа. Всё.
    Но наше путешествие еще не закончено. Дело в том, что в районе станции Институт Пути от основной ветки отходила грузовая неэлектрифицированная дорога в сторону метро Бабушкинская и даже дальше ее. Почитав воспоминания тех, кто застал эту ветку, я засомневался. Все они утверждали, что ветка сия шла до Скульптурного завода, д. 12 , что по Староватутинскому переулку. Но у меня были две карты Москвы сьемки 70-х годов, на которых было четко видно, что дорога продолжалась дальше ! Отсканировав и откалибровав их, я слил трек в GPS, чтобы проверить непосредственно на местности, куда же вела дорога. Вот мы и пошли от Бабушкинской по GPSу. До Скульптурного завода дошли быстро. Все верно, вот ворота, в которые входили рельсы. Но карта ведет нас дальше, в обход завода ! Конечно, ходить тут нужно летом, тогда может быть, удастся увидеть какие-то приметы дороги. Пройдя еще метров 400, мы упираемся в забор пограничного училища. GPS показывает, что по карте через 50 метров дорога кончится. За забор я, конечно, не полез, но за ним невдалеке были хорошо видны некие одноэтажные длинные строения, похожие на пакгауз грузовой платформы. Конечно, сейчас ничего нельзя утверждать, но когда сойдет снег, мы еще раз сюда вернемся и тогда - кто знает ? Может быть, история дороги обогатится новыми данными...

Посмотреть первую часть фотографий.

Посмотреть вторую часть фотографий.

Посмотреть третью часть фотографий.

Если Вас заинтересовала история Бескудниковской ветки - рекомендую посетить сайт Александра Елагина, на котором он собрал воедино воспоминания, рассказы об экспедициях по трассе дороги, множество фотографий, старых и современных, карты, схемы. Самый, пожалуй, полный и достоверный сайт, посвященный истории этой дороги.

Если же у Вас имеются какие-либо дополнения, изменения - милости прошу написать мне письмо или в книгу отзывов.


Дополнительные разделы
 Дружественные  сайты
 Диплом
 Награды
 Благодарности
 Мои баннеры
 Обратная связь
 Ваши отзывы

TopList

 

Реклама на сайте:

 

TopList